Логопед рекомендует

04.11.21










Консультация логопеда: что делать, если у ребёнка

укорочена подъязычная связка?

Подъязычную уздечку знают все – это перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством. Но вот разглядеть её во рту не так-то просто. Даже не пытайтесь хвататься за язык и поднимать его! Ребёнок вряд ли это потерпит. К тому же можно серьёзно травмировать слизистую оболочку языка. Продемонстрировать подъязычную связку может сам малыш, причём совершенно добровольно. А вы используйте маленькие хитрости. Широко раскройте свой рот и потяните кончик языка к нёбу. Затем скажите: «У меня язык поднимается высоко-высоко! А у тебя?». И вот тут ловите момент, чтобы рассмотреть подъязычную уздечку крохи.

Отклонения от нормы:

1. Уздечка тонкая, почти прозрачная, но подъёму языка препятствует.

2. Уздечка тонкая. Её передний край прикреплён близко к кончику языка.

3. Уздечка представляет собой плотную короткую перепонку, прикреплённую близко к кончику языка.

4. Где уздечка, а где язык, понять трудно, они – единое целое. Создаётся впечатление, что язык сросся с дном ротовой полости. С таким языком не то что говорить, есть невозможно!

Чем это грозит?

Практикующие учителя-логопеды в своей работе нередко сталкиваются с механической (органической) дислалией, очень часто причиной которой является короткая подъязычная связка. При этом затруднены движения языка, так как слишком короткая уздечка не даёт ему возможности высоко подниматься. Что нарушает произношение так называемых верхних звуков Ш, Ж, Л, Р. Если вы не знаете о состоянии подъязычной связки вашего ребёнка и самостоятельно определить это не можете, то обратитесь за консультацией к стоматологу-хирургу или логопеду. Если же вы знаете о подобной особенности речевого аппарата вашего ребёнка, то целесообразно как можно раньше начать выполнять упражнения по растяжению подъязычной связки. Они достаточно просты и в ряде случаев помогают избежать обращения к хирургу в старшем дошкольном возрасте. Это упражнения «Лошадка», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Гармошка».

Растягивание наиболее успешно до 5 лет. Упражнения с детьми младшего дошкольного возраста проводятся только в виде игры!

 

Внимание! Родители!

Перед тем, как начинать делать упражнения по растягиванию подъязычной уздечки необходимо посетить логопеда, чтобы тот показал вам, как они делаются правильно! Ваши неумелые движения либо не принесут желаемого результата, либо приведут к разрыву уздечки.

В ряде случаев данные упражнения могут растянуть подъязычную связку даже взрослого человека (при условии их правильного систематического выполнения).

Все упражнения выполняются ежедневно (1-2 раза в день), перед зеркалом, под счёт до 5-7.


1. Упражнение «Лошадка»

Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна!

2. Упражнение «Маляр»

Открыть рот. Широким кончиком языка, как кисточкой, водить по нёбу вперёд-назад, не отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.

3. Упражнение «Грибок»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот как можно шире. Чем шире открыт рот, тем эффективнее это упражнение.

4. Упражнение «Гармошка»

Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!

Если выполнение артикуляционной гимнастики в течение 3-х месяцев не приносит результата, логопед направляет ребёнка к хирургу-стоматологу для подрезания уздечки.

Не стоит ждать, что после подрезания нарушенные звуки появятся сами собой. На 10-12 день после подрезания нужно будет обязательно выполнять вышеперечисленные упражнения.

   

 Комплекс упражнений для

растяжения подъязычной связки («уздечки»).

Контролируйте правильность выполнения упражнений перед зеркалом.

     Внимание! После операции по подрезанию подъязычной связки упражнения можно выполнять только под наблюдением логопеда! В случае, когда «уздечка» не была подрезана, ее можно растягивать самостоятельно в домашних условиях. Если в течение месяца Вам не удалось добиться результата, обратитесь за консультацией к специалисту.

     1.«Вкусное варенье». Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Язык спокойно лежит в полости рта. Не меняя положения губ и нижней челюсти, высовываем ШИРОКИЙ язык вперед, загибаем ШИРОКИЙ его кончик вверх, накрывая им верхнюю губу. Затем убираем язык в полость рта, как бы облизывая верхнюю губу сверху вниз. Ребенку можно в самом деле намазать верхнюю губу вареньем или медом.

  Внимание! Язык двигается строго в направлении вверх-вниз, а не из стороны в сторону. Губы и нижняя челюсть во время выполнения упражнения должны быть неподвижны.

   2.«Маляр». Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов, боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов. Широкий кончик языка отодвигается как можно дальше в глубь рта, не отрываясь от верхнего нёба, как бы гладя его, и тем же способом возвращается назад.

 Внимание! Следите за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, не выдвигалась вперед.

  3.«Барабан». Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1,5 пальца.  Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Произносим звуки: «д-д-д» в быстром и медленном темпе.

 Внимание! Работает только кончик языка, нижняя челюсть и губы неподвижны.

  4.«Лошадка». Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов. С силой отрываем язык от зубов и неба, опускаем вниз. Упражнение можно выполнять в быстром и медленном темпе.

  Внимание! Нижняя челюсть продолжает оставаться неподвижной.

  5.«Грибок». Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов. В просвете между верхними и нижними зубами видно тело языка, напоминающее шляпку гриба, и натянутая подъязычная связка, напоминающая его ножку. Такое положение удерживаем как можно дольше, в идеале до 10 секунд.

 Внимание! Нижняя челюсть, как вы уже догадались, строго неподвижна.

   6.«Гармошка» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов.

   Вот теперь медленно опускаем нижнюю челюсть до тех пор, пока есть возможность удерживать язык на месте, прижатым к нёбу. Чувствуете, как натягивается «уздечка»? Теперь так же медленно возвращаем нижнюю челюсть в исходное положение. Упражнение выполняется сначала в медленном, потом во все более быстром темпе. Подъязычная связка растягивается и сокращается, как мехи у гармони.

  Внимание! Во время выполнения упражнения нижняя челюсть опускается строго вниз, не выдвигаясь вперед и не уходя в сторону.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАСТЯГИВАНИЯ

ПОДЪЯЗЫЧНОЙ СВЯЗКИ

Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.

Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание  может потребоваться достаточное количество времени.

В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Следовательно, нарушается  произношение звуков,  требующих поднятие языка вверх.

Правила постановки звуков при короткой уздечке

  • Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх (р, ш, ж), ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.
  • Звуки (л, ч, щ, ть, дь) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.
  • Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.

Правила выполнения упражнений

  • При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.
  • Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.
  • Следует иметь в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.

Упражнение «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

 Маляру мы помогаем.

Упражнение «Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

      Едем, едем на лошадке
     По дорожке гладкой.
     В гости нас звала соседка
     Кушать пудинг сладкий.  
     Мы приехали к обеду,
     А соседки дома нету.

Упражнение «Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

 Я стою на ножке тонкой,

 Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

Упражнение «Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

        На гармошке я играю,
        Рот пошире открываю,
        К нёбу язычок прижму,
        Ниже челюсть отведу.

Упражнение «Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук  Д – Д - Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

 В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем:

«Д — д — д — д!»

Упражнение «Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,
А потом — вниз.

Упражнение «Дотянись до носа»

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были не подвижны.

Язычок наш молодец,

Тянется до носика…

Упражнение «Футбол»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

Поиграть тебе охота?

Загоняем мяч в ворота.

Упражнение «Котенок»

На блюдечко положить немного сгущёнки, сметаны, варенья…, и слизывать её язычком как котёнок. Можно лизать язычком мороженое.

Мы налили в миску

Молоко для киски.

Кошечка лакает –

Язычок мелькает.

Упражнение «Самомассаж»

Выполнить упражнение «грибок».  Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.

Вот грибок на тонкой ножке –

Ты клади его в лукошко!

Упражнение «Крот»

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.    

Во дворе горка.

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.

Под горкой норка.

Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

В этой норке.

Крот стережет норку.

Литература:

1.     Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008 г.

2.     Краузе Е. Н. Логопедия. (Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста) – СПб.: КАРО, 2005 г.

3.     Косинова Е. М. Уроки логопеда - М.: ЭКСМО, 2003 г.

4.     Новиковская О. А. Речевая гимнастика. – М.: АСТ; СПб. Сова; Владимир: ВКТ, 2008 г.

5.     Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Айрис-пресс, 2007 г.




Предлагаем разучить пальчиковую гимнастику
"Животные холодных стран"
https://cloud.mail.ru/stock/a8FuwhkpwXPcFnN34SNV2KcZ
Словообразование : "Животные севера"


Видео урок "Простые предлоги"
По теме " Животные жарких стран"
https://cloud.mail.ru/stock/7VDb6jsk7mn4aFUHGx67pTdT
Составление описательного рассказа о животных жарких стран:
https://cloud.mail.ru/stock/cSaNTd2tEyfzQ9WxpNTgkphQ


Загадки о животных жарких стран
https://cloud.mail.ru/stock/nGe4icpaFDb31aPGvLWji93Q/ubpFYxM6Y1T/%D0%9E%D1%82%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%B9%20%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B8.avi

Тема: "Космос"










Роль семьи в автоматизации звуков.
Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому довольно часто воспитателям и логопеду приходится сталкиваться с такими вопросами, как: «Вы специалисты, поэтому ждем от вас результатов. Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?». Возникают подобные вопросы из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую часть своей жизни ребенок проводит именно с родителями.
Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Коррекция нарушенного звукопроизношения происходит постепенно
 и состоит из 4 этапов:
Этапы
Цель
Первый
Подготовительный
Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию звуков. Создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности, чувства полноценностей.
Второй
Постановка звуков
Добиться правильного звучания изолированного звука.
Третий
Автоматизация звуков
Добиться правильного произношения во фразовой речи.
Четвертый
Дифференциация звуков
Научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Уважаемые родители!
Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.
Общие положения
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении.
          У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
автоматизация звука в предложениях;
автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
автоматизация звука в разговорной речи.
В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.
Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
           Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными.
Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
 Правила работы над автоматизацией звуков в домашних условиях: 
·         не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10-над звукомнад15мин.
  • Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка;
  • задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим;
  • занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте его, если он не справляется с заданиями. Поощряйте ребёнка, вселяйте уверенность.

Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте ребёнка с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.
Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и уже поэтому в увлекательную игру.
Игра поможет вам автоматизировать звук используя более увлекательные задачи «найди», «запомни», «придумай».
Предлагается использовать:
·        Лабиринты – предлагается пройти по лабиринту по очереди правильно называя все предметы.
Найти только те предметы, про которые можно сказать это кто? (что?).
    Закройте предмет и спросите: чего нет? (кого нет?).
Попросите найти предмет: он находится «между роботом и радугой»; «стоит после пилы»; «находится перед розой».
    Подскажи словечко, вы называете действие предмета или его признак. Ребёнок должен подсказать подходящее слово из лабиринта. (плывёт ...рыба, сладкий …. торт)
·        Игра «Строим башню» - назвать как можно больше слов на заданный звук.
·        Игра «Меткий стрелок» - после того, как башня построена, сминается лист бумаги – это ядро. Взрослый говорит слова, словосочетания или короткое предложение, если ребёнок сказал верно, даётся команда: «Пли!». Игра идёт пока башня не разбита.
·        Игра с мячом. Взрослый кидает мяч называет один предмет на заданный звук, а ребёнок много (корова – коровы);
    Ребёнок называет чего или кого у него нет (трактор – у меня нет трактора); Взрослый называет 3-4 слова – ребёнок должен назвать слова только с заданным звуком (лампа, корыто, стол, дом – корыто)
·        Двигательные игры. Взрослый называет слова, словосочетания, предложения, ребёнок повторяет, если сказал правильно делает шаг к игрушке, если с ошибкой – шаг назад. Так доходит до игрушки и отдыхает.
Взрослый показывает число (на пальцах) и называет предмет на заданный звук. Ребёнок делает столько шагов, считая предметы (один крот, два крота, три крота и так далее)
·        Рисование на манке – ребёнок проговаривает за взрослым предложения, короткие стишки и рисует.
Зашифруй, расшифруй слово – взрослый называет слово, ребёнок называет по звукам и рисует точки на манке (стол – с т о л . . . .) и наоборот – ребёнок записывает буквами.
·        Отгадай загадку – Взрослый предлагает отгадать загадку. Отгадка должна быть на звук, который автоматизируется.
·        Игра «Учитель» - ребёнку предлагается выступить в роле учителя. Взрослый называет слово с ошибкой, ребёнок исправляет. (боото – болото; кохыто – корыто и так далее)
·        Компьютерные игры












Комментариев нет:

Отправить комментарий