Краткая презентация рабочей Программы для
родителей (законных представителей) воспитанников
Рабочая
программа воспитателей группы компенсирующей направленности разработана с учетом
адаптированной
основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад №57 г. Челябинска» и в соответствии с основными
нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
-
Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с
изменениями от 25.05.2020 №159- ФЗ, 08.06.2020 № 165-ФЗ,31.07.2020№303-ФЗ,
№304-ФЗ;
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября
-
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».
Программа
включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает в себя
пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.
Содержательный раздел представляет
общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Организационный раздел содержит
описание материально - технического обеспечения Программы, включает режим дня,
а также финансово-экономических условий; особенности организации предметно-пространственной
среды.
Каждый
раздел рабочей Программы состоит из двух
частей: обязательной части (не менее 60%), и части, формируемой участниками
образовательных отношений учреждения (не более 40%).
Возрастные категории детей, на которых
ориентирована Программа
Программа
предназначена для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет и обеспечивает
развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности с
учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических
особенностей и направлена на решение
следующих задач:
·
охраны и укрепления физического и психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
·
обеспечения равных возможностей для полноценного
развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места
жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и
других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
·
обеспечения преемственности целей, задач и
содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных
уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного
и начального общего образования);
·
создания благоприятных условий развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта
отношений с самим собой, другими
детьми, взрослыми и миром;
·
объединения обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества;
·
формирования общей культуры личности детей, в
том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования
предпосылок учебной деятельности;
·
обеспечения вариативности и разнообразия
содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности
формирования Программ различной направленности с учётом образовательных
потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
·
формирования социокультурной среды,
соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим
особенностям детей;
·
обеспечения психолого-педагогической поддержки
семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
4.2.
Используемые программы
·
«Примерная основная образовательная
программа дошкольного образования» (Одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию от 20 мая 2015 г.№2/15);
·
Основная
образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад
№ 57 г. Челябинска» выстроена на основе ФГОС ДО и с учетом Примерной общеобразовательной
программы дошкольного образования;
·
"От рождения до школы".
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный
вариант) под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, М.:
"Мозаика-Синтез", 2014, стр.120-215;
·
«Открытия». Примерная основная
образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) Под ред.
Е.Г.Юдиной. -М.:МОЗАИКА_СИНТЕЗ,2015.-160с. (Одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию от 20 мая 2015 г.№2/15)
·
«Примерная основная образовательная программа
дошкольного образования «Мозаика» / авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В.
Гребён-кина, И.А. Кильдышева. — М.: ООО «Русское слово учебник», 2014. — 464 с.
— (ФГОС ДО. Программно-методический комплекс «Мозаичный ПАРК»).
4.3.Коррекционные программы:
·
Нищева Н.В. Примерная адаптированная
программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей
направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием
речи) с 3 до 7 лет. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015
·
Программа для дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи составители Т. Б.Филичева, Г.В.Чиркина.
Коррекция речи в дошкольном учреждении
занимает центральное место в системе работы с детьми, ведь ребенок, имеющий
нарушения речи испытывает затруднения в общении с окружающими. Понимая эту
очень важную задачу, учителя-логопеды обеспечивают всесторонний подход к
устранению речевых недостатков.
Цель программы: Обеспечение системы средств и условий для
устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного
развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции
содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного
процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы, обусловленных недоразвитием речевой системы
старших дошкольников.
Парциальные программы
·
«Цветные
ладошки» автор И.А. Лыкова.
Как утверждают многие педагоги - все дети
талантливы, и это так, посмотрите на «шедевры», которые приносят Ваши малыши
домой из детского сада.
Цель программы: формировать у детей
эстетическое отношение к окружающему миру как универсальному способу
гармонизации и личностного самоосуществления в процессе создания эстетической
картины мира.
·
«Юный
эколог» автор С.Н. Николаева.
Развить
в ребенке любовь и желание беречь природу, заложить основы экологической
культуры с 2 до 7 лет в условиях
детского сада возможно с помощью этой программы.
Цель программы: нравственное
воспитание детей посредством формирования основ экологического мировоззрения:
- человек -
неотделимая часть природы;
-природа – едина и
многообразна;
-человек ответственен
за сохранность природы;
-человек должен
учиться жить в гармонии с окружающим его миром.
·
«Я и мое здоровье» авторов Т.А.
Тарасовой, Л.С. Власовой.
Дать
первоначальные знания о здоровом образе жизни, воспитать интерес к оздоровлению
собственного организма, развить навыки ведения здорового образа жизни,
укрепления здоровья наших воспитанников поможет данная технология.
Цели
программы:
1. Воспитание у детей валеологической
культуры, которая включает валеологические знания, глубокий интерес к
оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа
жизни, ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.
2. Создание мотивации для формирования,
сохранения и укрепления здоровья как важного фактора развития личности ребенка.
·
«Основы безопасности детей дошкольного
возраста» О. Князева, Р. Стеркина.
Чтобы выжить в
неспокойном современном мире, ребенок должен уметь оценивать и правильно
реагировать в различных жизненных ситуациях, педагогами используется данная
программа.
Цель программы: воспитание у
ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях,
самостоятельности и ответственности за свое поведение.
В содержание программы включено шесть
разделов:
1. «Ребенок и другие
люди»
2. «Ребенок и
природа»
2. «Ребенок дома»
3. «Здоровье ребенка»
4. «Эмоциональное
благополучие ребенка»
5. «Ребенок на улицах
города».
·
«Наш дом – Южный Урал» составители Е.С.
Бабунова, Л.В. Градусова.
В
последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея
воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное
значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается
на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Именно
поэтому наш коллектив педагогов выбрал эту программу.
Цель программы: способствовать
воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в
мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.
·
Программа
«Диалог культур» по поликультурному образованию дошкольников. Авторы Л.А. Шарпак, В.М.
Иванушкина, Н.В. Матренина, Е.В. Кузина, Л.М. Крамник, Е.В. Малеева.
Цель программы: формирование
разносторонне творческой личности, способной к активной и эффективной
жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей сформированным
представлением о Родине, ее обычаях, традициях, истории, с развитым чувством
любви к российской цивилизации, уважением к другим культурам, умеющей жить в
мире и согласии с людьми других национальностей.
·
Программа «Воспитание здорового ребенка»
автора М.Д. Маханевой.
Вырастить
детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - является задачей номер один не
только для родителей, но и для нашего дошкольного учреждения, так как в нем
детишки проводят большую часть дня. Привить потребность ребенка к здоровому образу жизни
с раннего детства помогает эта программа.
Цель: создание устойчивой мотивации и
потребности в сохранении и укреплении своего здоровья.
·
Программа
«Ладушки» авторов И. Каплуновой, И. Новооскольцевой.
Современные
научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных
способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.
Задачи музыкального воспитания
детей требуют тщательного планирования
и учета всей
работы, чтобы установить связь между видами музыкальной деятельности и
формами ее организации, обеспечить последовательность и успешность развития
каждого ребенка. В этом нам помогает программа художественно-эстетического
направления:
Цель программы – музыкально-творческое
развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности:
музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения,
слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов).
Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
·
Азбука общения (Л.М. Шипицына,
О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова)
Технология
нацелена на формирование у взрослых людей ответственного отношения к воспитанию
маленького человека, развитию различных форм контактов человека, живущего в
цивилизованном обществе, а также с окружающим миром и людьми. В данном
контексте «Азбука общения» представляет собой разносторонний теоретический и
практический психолого-педагогический курс для развития навыков межличностного
взаимодействия детей от 3 до 6 лет со сверстниками и взрослыми.
Технология
нацелена на формирование у детей представлений об искусстве человеческих
взаимоотношений. В данном контексте «Азбука общения» представляет собой сборник
специально разработанных игр и упражнений, направленных на формирование у детей
эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим,
сверстникам и взрослым людям, на создание опыта адекватного поведения в
обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его
к жизни.
Центральной идеей
технологии является установление взаимопонимания между родителями, детьми и
педагогами. Девиз программы «Азбука общения» - Научись любить и понимать людей,
и рядом с тобой всегда будут друзья!
Характеристика
взаимодействия педагогического коллектива с семьями
Цель
взаимодействия педагогического коллектива Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 57 г. Челябинска» с семьёй заключается в обеспечении разносторонней
поддержки воспитательного потенциала семьи, помощи родителям в осознании
самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни
человека.
Взаимодействие
с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка
происходит через непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность,
посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Эффективное
взаимодействие педагогического коллектива Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 57 г. Челябинска» и семьи возможно только при соблюдении комплекса
психолого-педагогических условий:
-
поддержка эмоциональных сил ребёнка в процессе его взаимодействия с семьёй,
осознание ценности семьи как «эмоционального тыла» для ребёнка;
-
учёт в содержании общения с родителями разнородного характера социокультурных
потребностей и интересов;
-
нацеленность содержания общения с родителями на укрепление детско-родительских
отношений;
-
сочетание комплекса форм сотрудничества с методами активизации и развития
педагогической рефлексии родителей;
-
практическая направленность психолого-педагогических технологий сотрудничества
с семьями на овладение родителями разными видами контакта и общения с ребёнком
(вербального, невербального, игрового).
Принципы
руководства взаимодействием общественного и семейного воспитания:
-
ценностного отношения к детству как части духовной жизни семьи, что является
источником развития и ребёнка, и взрослого;
-
деятельностный в отношениях
«педагог-семья»;
-
интеграции внешних и внутренних факторов повышения воспитательного потенциала
семьи;
-
доверительных отношений в системе «семья - МБДОУ», включающий готовность сторон
доверять компетентности друг друга;
-
разграничение ответственности между педагогом и родителем как партнёрами по
общению, каждый из которых несёт персональную долю ответственности в рамках
своей социальной роли;
-
комплексности: целостное видение воспитательной компетентности родителей.
-
системности: связан с упорядоченностью периодов развития воспитательного
потенциала семьи в целях полноценного воспитания и развития ребенка.
4.5.Формы и активные методы взаимодействия Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 57
г. Челябинска» с родителями
Формы |
Методы |
Вид участия
родителей |
Родительские
собрания: сентябрьские встречи;
майские встречи |
Очные;
дистанционные |
Диалоговое общение |
Консультации. |
Очные; дистанционные; информационные |
Слушатели, читатели |
Совместные праздники |
Очные |
Активные
участники, зрители |
Акции |
Очно - заочные |
Консультанты,
эксперты |
Конкурсы |
Очно - заочные |
Активные
участники, консультанты, эксперты |
Оформление
родительских уголков |
Заочные |
Читатели, активные
участники |
Анкетирование |
Очно – заочные; дистанционные |
Участники |
Выставки сотворчества
родителей и детей |
Очные |
Активные
участники, консультанты, эксперты |
Размещение информации на сайте
учреждения |
Очные; дистанционные |
Читатели, |
Семейные праздники. |
Очные |
Активные
участники, соведущие |
Умение
организовать самостоятельную деятельность раскрывается и конкретизируется в
комплексе организационных и педагогических мероприятий в МБДОУ с детьми и
взрослыми. Механизмом построения педагогом индивидуализации образования детей
является составление траектории успешности ребенка через создание ситуации
выбора и ситуации успешности, т.е. «проживание»
им социальной ситуации развития.
При
составлении такой траектории мы ориентируемся на различные виды детской деятельности
и планируем интересные, традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми.
Виды культурных
практик |
Формы образовательных событий |
ИГРОВЫЕ |
Социально-игровые
проекты:
|
КОММУНИКАТИВНЫЕ |
|
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ
|
|
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ |
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ |
|
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ |
|
В
МБДОУ функционирует детско-взрослое сообщество, в котором насыщенно,
разнообразно и интересно построена жизнь всех
участников образовательного процесса. Искусство интересно жить заложено
в проводимых традиционных и нетрадиционных акциях и мероприятиях. Это
фестивали, экологические и семейные акции, творческие конкурсы, виртуальные
экскурсии, мастер-классы дошколят для
дошколят, работа артмастерских и фотовыставок и т.д.
Приоритетной деятельностью
педагогического коллектива: создание системы работы по художественно-эстетическому
воспитанию, обеспечивающую эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его духовного, творческого
потенциала, создание условий для его самореализации.
Одним
из важнейших условий развития дошкольника является грамотная мотивация к
творческой деятельности. Ребенок должен осознавать «для чего?» нужна та или
иная деятельность. Мы предлагаем решать эту задачу следующими способами:
¾ Создание
проблемно-игровых ситуаций, ситуаций успешности, ситуаций творческого поиска;
¾ Опора на
чувственный опыт, интересы детей и их возможности;
¾ Проектирование
ожидаемого результата.
В
процессе деятельности ребенок должен быть полноценным субъектом, необходимо
предоставлять возможность выбора путей достижения цели, а также поиска таковых.
Поэтому в процессах проектирования работы (план действий, выбор средств,
материалов, партнеров), моделирования результата, оценки значимости личных и
коллективных возможностей дети принимают непосредственное участие.
Приглашаем
к сотрудничеству!
Информация для родителей
Что должны знать родители о Федеральном
законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, вступившим
в силу с 1
сентября 2013 года.
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в
сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся:
1. Родители,
(законные представители) несовершеннолетних обучающихся, имеют преимущественное
право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны
заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития
личности ребенка.
2. Органы
государственной власти, органы местного самоуправления и образовательные организации оказывают
помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в
воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья,
развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их
развития.
3. Родители
(законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до
завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения
ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии
(при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации,
осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования,
факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из
перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) предоставить
ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование
в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей
(законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить
образование в образовательной организации;
3) знакомиться с
уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на
осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной
аккредитации; с учебно-программной документацией и другими документами,
регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с
содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания,
образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права
и законные интересы обучающихся;
6) получать
информацию о всех видах планируемых обследований (психологических,
психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких
обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или
участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований
обучающихся;
7) принимать
участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность,
в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать
при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, при
обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам
обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для
организации обучения и воспитания детей.
4. Родители
(законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить
получение детьми общего образования;
2) соблюдать
правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную
деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных
нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок
регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и
обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления
возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
3) уважать честь и
достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей
образовательную деятельность.
5. Иные права и
обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами,
договором об образовании (при его наличии).
6. За неисполнение
или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным
законом и иными федеральными законами, родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную
законодательством Российской Федерации.
Федеральный
государственный образовательный стандарт
дошкольного образования.
В
системе дошкольного образования вводится федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (ФГОС ДО). С 1 сентября
2013 г. вступил в силу новый закон
«Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное
образование закреплено в качестве уровня общего образования. Такой подход сделал необходимой разработку
федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Введение
ФГОС ДО связано с тем, что настала
необходимость стандартизации содержания дошкольного образования для того, чтобы
обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения
в школе.
Однако
стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких
требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в
жестких «стандартных» рамках.
Специфика дошкольного возраста такова, что
достижения детей дошкольного возраста определятся не суммой конкретных знаний,
умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе
обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.
Ключевая
установка стандарта - поддержка разнообразия и самоценности детства. Наложено
табу на любые формы и методы школьной модели обучения, т.е. та, классно –
урочная модель образования, которая присутствовала в детских садах и была
привнесена из школы, будет утрачена.
Принятие стандарта приведет к росту социального статуса детства. А это значит,
что возрастет социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей,
дошкольных организаций, а также воспитателей.
ФГОС ДО состоит из трех требований. Это
требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного
образования, требования к условиям реализации программы и требования к
результатам освоения программы дошкольного образования.
Стандарт
не допускает никаких оценок. Проведения промежуточной и итоговой аттестации
детей, экзаменов. Документом определены лишь целевые ориентиры, это
социально-нормативные и психологические характеристики детей определенных
возрастных групп, такие как инициативность и самостоятельность, уверенность в
себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, развитая
крупная и мелкая моторика руки, способность к волевым усилиям,
любознательность. Целевые ориентиры, не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей. Они являются ориентирами для
педагогов в целях решения задач профессиональной деятельности и формирования
программы, а также реализации индивидуального маршрута развития ребенка и
ориентирами для родителей.
Новые стратегические ориентиры в развитии
системы образования следует воспринимать позитивно.
Во-первых, система дошкольного образования
должна развиваться в соответствии с запросами общества.
Во-вторых, ФГОС ДО несет в себе много положительного:
·
Желание сделать жизнь в детском саду более
осмысленной и интересной.
·
Создание
условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, и
интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных
географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и
многое другое.
·
Попытка
повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет
установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.
·
Стремление
к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.
·
Отказ
от использования школьных технологий и форм организации обучения.
Подробнее
о ФГОС ДО Вы можете узнать на сайте нашего МБДОУ в разделе «Документы»: мбдоу57.рф
Комментариев нет:
Отправить комментарий